Конструкция легковой радиальной и диагональной шин

В настоящее время трудно найти взрослого человека который не знал бы что такое шина. Шины есть практически у всего что предназначено для того чтобы ездить, начиная от детских колясок и заканчивая большими грузовиками и комбайнами. Если спросить обычного человека из чего сделана автошина, то он, скорее всего, ответит что из резины. И окажется почти полностью прав. Почему почти? Ответ на этот вопрос вы узнаете прочитав эту статью. Ведь речь в ней у нас пойдёт о конструкции авторезины.

И так, из чего же состоит скат? По большому счету он изготавливается из двух составляющих: резины(точнее резиновой смеси) и корда.

В состав резиновой смеси, в зависимости от предназначения покрышки, входят различный компоненты, такие как каучук(натуральный и синтетический), сера, кремний, углерод и многие другие. Будет ли протектор нашей автопокрышки мягким или жестким, будет ли она «дубеть» на морозе, будет ли хорошо «цепляться» за мокрый асфальт — эти и многие другие свойства зависят от того каким образом и по какому рецепту будет приготовлена резиновая смесь.

Из корда же изготавливаются такие части как каркас, брекер, бортовые кольца и прочие элементы образующие «скелет» колеса. Нити корда могут быть металлическими, нейлоновыми или текстильными и от них зависят такие качества, как: нагрузочная способность, ударопрочность, комфорт и другие.

Существует два основных типа конструкции шин. Это радиальный и диагональный. И те и другие изготавливаются, как описано выше, из резиносмеси и корда, но имеют некоторые конструктивные отличия. В настоящее время радиальная авторезина практически вытеснила диагональную, так как имеет ряд преимуществ. Поэтому сначала мы с вами рассмотрим строение именно радиальной конструкции.

Давайте посмотрим как выглядит радиальная покрышка в разрезе и разберём назначение каждой из её составляющих.

Протектор

Протектор в шине несет на себе множество функций. Для многих водителей именно эта часть колеса является ключевой при выборе «обуви» для своего авто. И это вполне заслуженно. Он обеспечивает контакт автомобиля с дорогой, передаёт тяговые и тормозные усилия, отводит воду из пятна контакта (подробнее читайте в статье об аквапланировании) и наконец придает резине привлекательный(или не очень) внешний вид. Так же от протектора зависит уровень шумообразования.

Каркас

Это как правило самая прочная часть «шинного скелета» и в нем используются самые прочные нити корда. От каркаса зависит какой вес автошина сможет выдержать и насколько ударопрочной она будет.

Брекер

Очень важный конструктивный элемент. Именно брекер придаёт радиальной конструкции её преимущественные качества. Он выполняет целый ряд функций:

  • стабилизирует покрышку на высоких скоростях предотвращая её деформацию. Если бы его не было, автошина бы растягивалась под действием центробежный сил и пятно контакта с дорогой уменьшалось бы;
  • уменьшает сопротивление качению;
  • обеспечивает дополнительную защиту каркаса от повреждений;
  • улучшает крепление протектора к каркасу и предотвращает его отслоение.

Брекер изготавливается из толстого слоя резины и металлических и текстильных нитей корда.

Боковина

От прочности и жесткости боковой части автопокрышки зависят такие качества как сопротивляемость боковым повреждениям и комфорт при езде. Также боковина имеет немалое влияние на четкость рулевых реакций. Например, мягкая боковая часть(у высокопрофильных шин) шины будет хорошо поглощать вибрации от дорожных неровностей что в общем повысит комфортность езды, и в то же время она будет больше подвержена боковым повреждениям и деформации при поворотах, что в некоторой степени снижает управляемость автомобиля. И, соответственно, наоборот.

Некоторые водители ошибочно считают что жесткость боковины это основной фактор влияющий на защищенность колеса от сквозных пробоев при въезде в ямы на дорогах или наезде на другие препятствия. Однако это не совсем так. На живучесть ската в этом плане намного больше влияет правильное внутреннее давление (подробнее об этом написано здесь).

Борт

Представляет собой кольца из прочных металлических нитей покрытые слоем резины. Борт обеспечивает герметичную посадку ската на диск и удержание его на месте.

Гермослой

Представляет собой тонкую герметичную прослойку на внутренней стороне бескамерных покрышек. Обеспечивает удержание воздуха внутри.

Плюсы радиальных шин: меньший вес, более стабильное пятно контакта, меньшее сопротивление качению, больший ресурс, выше скоростной режим эксплуатации... и.т.д.

Диагональная же авторезина выглядит следующим образом:

Как видно по рисунку основным их отличием от радиальных является расположение нитей корда. Слои каркаса в диагональной конструкции укладываются под углом друг к другу и в этих автопокрышках отсутствует брекерный слой. В данное время используются они в основном только в сельском хозяйстве и на спец технике.
Диагональная резина производится только в камерном исполнении.
Кроме более высокой стойкости к ударным нагрузкам, относительно радиальной конструкции, дополнительных преимуществ не имеют.
Минусы: высокий вес, высокое сопротивление качению, низкий комфорт, малый ресурс, ограниченный скоростной диапазон мгновенная потеря герметичности при проколе и.т.д.