лягушки и Michelin

Разработки американских специалистов настолько заинтересовали шинников из Michelin, что они решили принять активное участие в разработке новой резиновой смеси, которая, по мнению создателей должна решить извечную проблему «рокового треугольника»: сцепление, износостойкость, энергосбережение. Как известно, вполне реально для любого шинного производителя улучшить одну из сторон этого «треугольника», только при этом, другие показатели будут немного ухудшены.

Специалисты двух американских университетов (Лихайского и Корнелльского), совместно с Национальным научным фондом решили создать материал, способный удерживаться на любых поверхностях, подобно лягушкам и кузнечикам.

Неизвестно, почему именно Michelin заинтересовался данной разработкой, возможно, сыграла роль извечная любовь французов к лягушкам? Тем не менее, еще древнегреческие ученые обратили внимание на особую способность цепкопалых пресмыкающихся удерживаться на поверхности. Лишь 15 лет назад ученым удалось обнаружить причину. Подобная возможность напрямую связана с прожилками, которые находятся в лапках этих животных. Вот тогда и возникла мысль попытаться создать подобный механизм и заставить его работать в шинной индустрии.

Возглавил проект профессор Ананд Джагота, который на протяжении длительного периода занимается изучением биологических материалов, биотехнологиями. Опубликованная им статья и привлекла внимание французских шинников. Они решили оказывать всяческое содействие и помощь в осуществлении данного научного исследования.

Как отметил профессор А. Джагота, команда ученых работает над созданием структуры микроскопического размера, которая позволит усилить трение. Было решено не копировать прожилки лапок, а создать вместо них ровные подушечки, поверх которых располагается пленка, состоящая из небольших по размеру выступов. Такая структура позволила обеспечить непрерывный контакт с поверхностью. Разработка удивила даже самих создателей. Сцепление выросло в несколько раз.

Чтобы добиться такого успеха ученым потребовалось создать материал, схожий с резиной. Поверхность имеет выступы и покрыта сверху пленкой. На пленку помещали стеклянный шар и двигали им в разных направлениях. Благодаря высокой пластичности рядов-выступов сцепление росло. Причем ряды даже изгибались, делая пятно контакта значительным.

Данную работу ученые видят как многообещающей, позволяющей заставить механизмы, созданные природой, работать на различных дорожных поверхностях.