ЗАКАЗАТЬ ЗВОНОК
График работы: Пн.-Сб. с 9-00 до 20-00
Вс. с 09-00 до 18-00

Влияние температуры воздуха и асфальта на сцепные характеристики шины

15.05.2017

Эксперты популярного автомобильного журнала «За рулем» решили провести исследование сцепных свойств покрышек при различной температуре воздуха. Для этой цели были отобраны 9 комплектов летней и зимней резины в размере 205/55 R16. Участники испытанийКак и в традиционных тестах для получения объективной картины, были выбраны покрышки разного ценового сегмента. Это позволит организаторам проанализировать общие тенденции изменения сцепных характеристик в разных температурных диапазонах. Летние шины:Belshina Artmotion Bel-262ContiPremiumContact 5Cordiant Sport 3Hankook Ventus Prime 3Nitto NT830Nokian Hakka Green 2Pirelli Cinturato P7 BlueToyo Proxes CF2Triangle Sportex TSH11Зимние шины:Continental ContiVikingContact 6 («скандинавка»)Nokian Hakkapeliitta R2 («скандинавка»)Nokian WR D2 («европейка»)Как можно увидеть из списка участников, организаторы подобрали шины, которые отличались не только по цене и популярности, но и по стране производства. Так, в исследовании были представлены различные покрышки, в том числе, и китайские. При каких температурах проводились измеренияИзначально организаторы планировали провести по 5 заездов для каждого комплекта летних покрышек. Для этого они внимательно следили за изменением температуры воздуха. Предельный максимум, при котором делали замеры, находился в диапазоне от 30 до 35°С. Следующий заезд должен был происходить при температуре +20+25 градусов. Но вследствие резкого похолодания, организаторы вынуждено пропустили этот диапазон. Следующий замер проводился уже при 12,5-14,5 градусах тепла, затем температура снизилась до 3,5-6. Напомним, что данный температурный диапазон рекомендуется шинными производителями для сезонной смены шин.  Не побоялись эксперты протестировать покрышки и при небольшом минусе (-6-4°С). Подобный эксперимент позволит посмотреть на изменение тормозного пути при отрицательной температуре. Как известно, бывают случаи, когда внезапно холодает, а на автомобиле установлены еще летние шины. Эксперты ответят на вопрос: насколько безопасно такое передвижение.   Что касается зимних моделей, то замеры проводились 3 раза, при температуре от – 8,5°С и до +10,5°С. Как было организовано исследованиеИсследования проводились на популярном автомобиле Volkswagen Golf летом и осенью 2016 года. Для обеспечения объективных показателей выбрали определенный участок дороги с крупнозернистым асфальтом.   На таком асфальте коэффициент сцепления должен быть самым высоким – 0,8. Однако вместо измерения сцепления решили воспользоваться измерением тормозного пути. Вместо привычных 100 км/ч автомобиль начинал торможение на скорости 80 км/ч. Водителя на протяжении всех заездов также решили не менять. Все полученные результаты, а их было 4 для летних шин и 3 для зимних, вносились в таблицу, что позволило получить наглядную картину. Из мероприятий, связанных с подготовкой и обеспечением объективных результатов, входила подготовка выделенного участка, который зачищали между зачетными заездами. С этой целью использовались покрышки, которые не участвовали в исследованиях.

Хронология замеровСбор данных решили начать с максимально высоких температур (воздух – до 35, асфальт – до 48) и, как упоминалось выше, дожидались постепенного снижения с последующими замерами.

Комплекс VBOX Racelogic для измерения скорости автомобиля и тормозного пути и Optris MS для измерения температуры асфальтаПервый замер (+30+35°С)Первые измерения показали разбег между лучшим и худшим результатом - 3,5 м. Таким образом, наименьший тормозной путь эксперты зафиксировали у ContiPremiumContact 5 (24,8 м). Максимально близко к лидеру гонки сумели подойти итальянские покрышки Pirelli Cinturato P7 Blue и корейские Hankook Ventus Prime 3. Почти на метр отстали от тройки лидеров:Cordiant Sport 3,Nokian Hakka Green 2,Triangle Sportex TSH11,Toyo Proxes CF2. Еще на метр отстала пара Belshina Artmotion Bel-262 и Nitto NT830. Таким образом, 9 летних шин согласно результатам заездов разделились на три подгруппы. Второй замер (+12,5+14,5°С)Следующий диапазон температур, как упоминалось выше, был пропущен. А вот при t=12,5-14,5°С разница между лучшим и худшим результатом сократилась, и составила всего 2,6 м. Лидерство снова принадлежит немецким шинам Conti. А вот Pirelli уступила второе место Hankook. Учитывая, что разница между лучшим и худшим результатом стала меньше, уменьшилась и разница между условно первой и второй группой. Но в нее попало только две позиции – Triangle и Nokian. Таким образом, третья подгруппа выросла, и ее возглавили сразу две модели - Nitto NT830 и Cordiant, на 10 см отстала Toyo и еще через полметра остановилась Belshina. Третий замер (+3,5+6,0°С)Примечательно, что при минимально рекомендуемых температурах для летних шин, длина тормозного пути была примерно такая же (24,1-26,3 м), как и в предыдущем заезде. При температуре воздуха от 3,5 до 6 градусов наилучший результат снова демонстрирует ContiPremiumContact 5, которая на этот раз сумела оторваться от своих соперников. Из общей разницы между первым и последним результатом (2,2 м) целый метр приходится на разницу между участниками заезда, занявшими первое и второе место (Pirelli). Еще полметра отделили второе место от третьего (Nitto). Четвертой финишировала Triangle. Еще через 10 см остановились 3 шины:Hankook,Nokian,Cordiant. Две последние строчки рейтинга заняла Belshina и Toyo. Четвертый замер (-6,5-4,0°С)Тестирование шин в период заморозков показало, что длина тормозного пути такая же, как при максимально высоких температурах. И хотя производители не рекомендуют ездить на летних покрышках при температуре ниже нуля, испытания показали, что если асфальт сухой, на нем отсутствует ледяная корка, длина тормозного пути не особо отличается от температуры +30. Лучший результат снова демонстрирует ContiPremiumContact 5. Ближе всего к лидеру гонки сумели подойти шины Nitto (26 м), которые чувствуют себя более уверенно при низких температурах, чем при высоких. Третий результат показывает Hankook, отстав всего на 10 см. Через полметра остановились Cinturato P7 Blue. За ними - Hakka Green 2, затем - Proxes CF2. На 20 см дальше две модели - Sportex TSH11 и Artmotion Bel-262. Последней финишировала Sport 3. Торможение зимних шинВ отличие от летней резины, переобувать зимнюю пришлось не 4, а 3 раза (+9,5+10,5, +2+3, -8,5-7,5°С). Как показали результаты, тормозной путь, что скандинавских, что европейских шин больше, чем у летней резины. Во всех заездах лучшие результаты смогла показать более жесткая, европейская, резина. При этом при температурах, выше рекомендованных для «переобувки», длина тормозного пути имеет тенденцию к увеличению.

Что советуют экспертыТесты, в которых приняли участие летние покрышки, наглядно показывают, что сцепные характеристики резины меняются в зависимости от изменения температуры. Однако вывести какие-то конкретные правила, которые бы одинаково относились ко всем моделям шин, предназначенным для эксплуатации в теплое время года, невозможно.  Это связано с тем, что температура, при которой сцепление было максимальным, отличалась для каждой шины. Из полученных данных можно сделать выводы, что наименьший тормозной путь покрышки показали в среднем температурном диапазоне. В то время как при «крайних» температурах дистанция была практически одинаковой, а значит, и коэффициент сцепления также.  В итоге, эксперты дали рекомендации по каждой модели, принявшей участие в эксперименте.

Подводим итогиО чем же стоит помнить водителям при замене шин?В весенний период при среднесуточной температуре +5, стоит, как минимум, запланировать дату смены резины. И если прогнозы погоды не обещают похолодания, произвести замену покрышек. Осенью торопиться менять летнюю резину на зимнюю при такой же температуре (+5) не следует только в одном случае, если асфальт сухой. Как показали данные тестов, при температуре, равной 0, на сухой дороге летние шины безопаснее зимних. «Обувайте» свой автомобиль по сезону!Источник: uzr. com. ua

Возврат к списку