Конструкция легковой радиальной и диагональной шин

Конструкция легковой радиальной и диагональной шин

28.02.2014

В настоящее время трудно найти взрослого человека который не знал бы что такое шина. Шины есть практически у всего что предназначено для того чтобы ездить, начиная от детских колясок и заканчивая большими грузовиками и комбайнами. Если спросить обычного человека из чего сделана автошина, то он, скорее всего, ответит что из резины. И окажется почти полностью прав. Почему почти? Ответ на этот вопрос вы узнаете прочитав эту статью. Ведь речь в ней у нас пойдёт о конструкции авторезины.И так, из чего же состоит скат? По большому счету он изготавливается из двух составляющих: резины(точнее резиновой смеси) и корда.В состав резиновой смеси, в зависимости от предназначения покрышки, входят различный компоненты, такие как каучук(натуральный и синтетический), сера, кремний, углерод и многие другие. Будет ли протектор нашей автопокрышки мягким или жестким, будет ли она «дубеть» на морозе, будет ли хорошо «цепляться» за мокрый асфальт — эти и многие другие свойства зависят от того каким образом и по какому рецепту будет приготовлена резиновая смесь.Из корда же изготавливаются такие части как каркас, брекер, бортовые кольца и прочие элементы образующие «скелет» колеса. Нити корда могут быть металлическими, нейлоновыми или текстильными и от них зависят такие качества, как: нагрузочная способность, ударопрочность, комфорт и другие.Существует два основных типа конструкции шин. Это радиальный и диагональный. И те и другие изготавливаются, как описано выше, из резиносмеси и корда, но имеют некоторые конструктивные отличия. В настоящее время радиальная авторезина практически вытеснила диагональную, так как имеет ряд преимуществ. Поэтому сначала мы с вами рассмотрим строение именно радиальной конструкции.Давайте посмотрим как выглядит радиальная покрышка в разрезе и разберём назначение каждой из её составляющих.ПротекторПротектор в шине несет на себе множество функций. Для многих водителей именно эта часть колеса является ключевой при выборе «обуви» для своего авто. И это вполне заслуженно. Он обеспечивает контакт автомобиля с дорогой, передаёт тяговые и тормозные усилия, отводит воду из пятна контакта (подробнее читайте в статье об аквапланировании) и наконец придает резине привлекательный(или не очень) внешний вид. Так же от протектора зависит уровень шумообразования.КаркасЭто как правило самая прочная часть «шинного скелета» и в нем используются самые прочные нити корда. От каркаса зависит какой вес автошина сможет выдержать и насколько ударопрочной она будет.БрекерОчень важный конструктивный элемент. Именно брекер придаёт радиальной конструкции её преимущественные качества. Он выполняет целый ряд функций:стабилизирует покрышку на высоких скоростях предотвращая её деформацию. Если бы его не было, автошина бы растягивалась под действием центробежный сил и пятно контакта с дорогой уменьшалось бы;уменьшает сопротивление качению;обеспечивает дополнительную защиту каркаса от повреждений;улучшает крепление протектора к каркасу и предотвращает его отслоение.Брекер изготавливается из толстого слоя резины и металлических и текстильных нитей корда.БоковинаОт прочности и жесткости боковой части автопокрышки зависят такие качества как сопротивляемость боковым повреждениям и комфорт при езде. Также боковина имеет немалое влияние на четкость рулевых реакций. Например, мягкая боковая часть(у высокопрофильных шин) шины будет хорошо поглощать вибрации от дорожных неровностей что в общем повысит комфортность езды, и в то же время она будет больше подвержена боковым повреждениям и деформации при поворотах, что в некоторой степени снижает управляемость автомобиля. И, соответственно, наоборот.Некоторые водители ошибочно считают что жесткость боковины это основной фактор влияющий на защищенность колеса от сквозных пробоев при въезде в ямы на дорогах или наезде на другие препятствия. Однако это не совсем так. На живучесть ската в этом плане намного больше влияет правильное внутреннее давление (подробнее об этом написано здесь).БортПредставляет собой кольца из прочных металлических нитей покрытые слоем резины. Борт обеспечивает герметичную посадку ската на диск и удержание его на месте.ГермослойПредставляет собой тонкую герметичную прослойку на внутренней стороне бескамерных покрышек. Обеспечивает удержание воздуха внутри.Плюсы радиальных шин: меньший вес, более стабильное пятно контакта, меньшее сопротивление качению, больший ресурс, выше скоростной режим эксплуатации... и.т.д.Диагональная же авторезина выглядит следующим образом:Как видно по рисунку основным их отличием от радиальных является расположение нитей корда. Слои каркаса в диагональной конструкции укладываются под углом друг к другу и в этих автопокрышках отсутствует брекерный слой. В данное время используются они в основном только в сельском хозяйстве и на спец технике.Диагональная резина производится только в камерном исполнении.Кроме более высокой стойкости к ударным нагрузкам, относительно радиальной конструкции, дополнительных преимуществ не имеют.Минусы: высокий вес, высокое сопротивление качению, низкий комфорт, малый ресурс, ограниченный скоростной диапазон мгновенная потеря герметичности при проколе и.т.д.