Маркировка легковых радиальных шин

Маркировка легковых радиальных шин

28.02.2014

Любая автомобильная шина — это очень высокотехнологичный продукт, который обладает множеством технических и эксплуатационных характеристик. И для любого водителя очень важно понимать что значит тот или иной параметр, это поможет определить как будет вести себя автомобиль при езде и избежать неожиданных сюрпризов на дороге.Данная статья написана, что бы помочь вам ориентироваться в маркировке покрышек и правильно интерпретировать значение различных обозначений.Маркировка наносится на боковину и включает в себя информацию о размере, сезонности, максимально допустимой скорости, максимальной нагрузке, типе конструкции и.т.д. Всевозможных надписей, букв, пиктограмм и значков на автошине достаточно много и большинство из них для обычного потребителя будут неинтересны и малоинформативны, с их полным списком Вы сможете ознакомиться в конце статьи. Сейчас же мы подробно рассмотрим наиболее важные обозначения, на которые следует обращать внимание при подборе «обуви» для своего авто. Существует два основных типа маркировки радиальных шин. Это Европейская (или метрическая) и Американская (или дюймовая). Рассмотрим сначала более распространенную у нас Европейскую маркировку:195 — ширина протектора в миллиметрах;70 — процентное соотношение высоты профиля к его ширине (в данном случае высота профиля боковины составляет 70% от 195мм.);R – означает что автошина радиальной конструкции;15 – посадочный диаметр покрышки в дюймах(совпадает с диаметром диска);89 – индекс нагрузки авторезины (в данном случае 580 кг);H – индекс скорости(в данном случае 210 км/ч).Теперь немного подробнее о каждом из этих обозначений:С первым значением, шириной, все просто. Чем больше это значение, тем шире протекторная часть и, соответственно, наоборот. В примере который мы рассматриваем ширина протектора составляет 195мм.Далее следует обозначение высоты бокового профилья, то есть расстояние от протектора до бортового кольца. Здесь, так же как и в случае с шириной, чем больше значение тем больше высота профиля, однако есть некоторые нюансы. Так как в маркировке указывается не непосредственная высота профиля, а процентное соотношения высоты к ширине протектора, фактическая высота профиля разных покрышек может отличаться при одинаковом обозначении в маркировке. Например у моделей с размерами 195/70R15 и 175/70R15 обозначение высоты одинаковое — 70. Однако, если измерить их линейкой то вариант с размером 175/70R15 окажется ниже, потому что её высота равна 70% от 175, а высота первой модели 70% от 195. Следует помнить об этой особенности если вы решили «обуть» своё транспортное средство в резину другого размера. На некоторых моделях может отсутствовать указание высоты профиля, например на на авторезине для легкогрузовых автомобилей, в таком случае соотношение высоты к ширине считается равным 82%. (иногда может варьироваться примерно в пределах 80-85)Следующими значениями в маркировке идут буква R и число 15. Вопреки часто встречаемому мнению это не обозначение радиуса авторезины, а два совершенно разных показателя. Буква R означает что эта автошина имеет радиальную конструкцию(более подробно об этом можно прочитать в разделе «Строение шины»), а число 15 означает что она имеет посадочный диаметр(именно диаметр, а не радиус!) 15 дюймов, то есть эту резину можно одеть на диск с таким же диаметром.Предпоследним в нашем примере расположен индекс нагрузки. Он показывает какой вес может выдержать автопокрышка при максимальном давлении в ней. На рисунке выше она имеет индекс нагрузки 89, что соответствует 580 килограмм на одно колесо. Но следует помнить, что далеко не во всех автомобилях нагрузка между осями распределяется равномерно, поэтому следует выбирать автопокрышки с некоторым запасом несущей способности(более подробно в соответствующей статье).В конце находится обозначение индекса скорости, с помощью которого можно определить для какой максимальной скорости предназначена данная модель. Например индекс Н означает что эту резину можно эксплуатировать на скорости не более 210 км/ч.Индексы скорости и нагрузки можно перевести в км/ч и кг соответственно обратившись к специальным таблицам.Теперь давайте рассмотрим пример так называемой Американской(или дюймовой) маркировки:31 — внешний диаметр покрышки в дюймах;10,5 — ширина резины в дюймах;R – означает что данный скат имеет радиальную конструкцию;15 - посадочный диаметр шины в дюймах(совпадает с диаметром диска);109 – индекс нагрузки на авторезину (в данном случае 1030 кг);Q – индекс скорости автошины (в данном случае 160 км/ч);Как можно сразу заметить основные отличия данного типа маркировки в том, что здесь указан внешний диаметр колеса, указана ширина протектора и отсутствует указание высоты профиля. Все остальные обозначения аналогичны европейской маркировке.Высоту профиля можно определить самостоятельно путем нехитрых вычислений. Она равна половине разницы между внешним и посадочным диаметрами(в данном случае (31 — 15):2=8 дюймов).Иногда внешний диаметр может не указываться, в таком случае высота профиля определяется следующим образом: если ширина протектора оканчивается на ноль (например 7.00 или 10.50), то высота профиля равна 92%, если ширина оканчивается не на ноль (например 7.05 или 10.55), то высота профиля равна 82%.Кроме размера есть ещё несколько параметров которые могут быть важны для покупателя.Дата производства резины:Дата изготовления обозначается четырьмя цифрами, первые две из которых означают неделю, а вторые две год изготовления.Страна производитель авторезины, обозначается привычным для нас Made in:В данном случае покрышка произведена в Корее.Слойность резины:На боковине так же можно найти информацию о том какой тип корда применен в брекере и боковине. В данном примере мы видим что в брекер (TREAD) состоит из 2-х слоев стального корда и 1-го слоя синтетического корда. Боковина (SIDEWALL) состоит из 1-го слоя синтетического корда.XL (Extra Load) – покрышки с повышенной нагрузочной способностью. В них используется больше слоев корда в брекере и боковине чем в обычных шинах аналогичного размера. Такие покрышки как правило жёстче и соответственно менее комфортны, зато у них выше индекс нагрузки и они имеют большую ударопрочность. Маркировка XL обычно находится справа от индексов скорости и нагрузки:Может также присутствовать надпись Extra Load на боковине:Шины для легкогрузовых автомобилей обозначаются буквой С сразу после маркировки размера:Или буквами LT (light truck) вначале маркировки размера:Максимальное давление в шине:Помимо указания максимально допустимой нагрузки и скорости указывается также и максимально допустимое давление. В данном примере это строка 300kPa (44psi) MAX. PRESS. Перевести килопаскали в более привычные для нас атмосферы очень просто: 100kPa=1 атмосфера. Для перевода PSI(фунты на квадратный дюйм) в килопаскали и атмосферы соответственно можно водспользоваться специальными таблицами(таблица с наиболее распространёнными критериями максимального давления приведена ниже) Обратите внимание, что это не рекомендуемое давление, а именно максимальное давление которое может выдержать шина.На шинах с направленным рисунком протектора обязательно указывается направление вращения колеса. Чаще всего это надпись Rotation и стрелка с указанием направления:На шинах же с асимметричным рисунком протектора указываются внутренняя и наружная стороны. INSIDE (внутренняя сторона) OUTSIDE (наружная сторона):Индикатор износа автошины, обычно представляет собой небольшие перемычки расположенные в канавках на протекторе. Когда рисунок протектора стирается до уровня индикатора, это значит что резину пора менять на новую. Как правило, индикатор износа расположен на глубине 2-3мм. Для облегчения поиска индикатора износа на боковине может присутствовать маркер в виде треугольника или надписи TWI(TreadWear Indicator):Зимняя авторезина может иметь дополнительный индикатор помеченный снежинкой. Он расположен на меньшей глубине чем обычный, и означает что с такой остаточной глубиной её «зимний потенциал» практически исчерпан. Такие покрышки следует заменить на новые или на крайний случай «докатать» летом:Аналогично индикатору со снежинкой, на летних моделях может присутствовать индикатор помеченный изображением капли (или ввиде капли как показано на рисунке ниже). Это означает что если протектор изношен до этой «капельки» то сопротивление аквапланированию у этой резины практически нулевое:Индексы износостойкости, сцепления и температуры - TREADWEAR, TRACTION и TEMPERATURE соответственно:Это показатели на которые многие автолюбители обращают слишком много внимания при подборе нового комплекта покрышек. Совсем обделять их вниманием может и не стоит, однако они несут больше инженерно-технической информации и малоинформативны для рядового пользователя.Индекс TREADWEAR показывает износостойкость резиносмеси из которой изготовлена шина. Однако фактическая скорость износа сильно зависит от ряда других факторов(масса автомобиля, манера езды, внутреннее давление и многое другое), поэтому иногда бывает сложно определить чёткие различия между моделями с TREADWEAR 200 и TREADWEAR 300. Поэтому не следует слишком зацикливаться на этом показателе.TRACTION – показывает индекс сцепления протектора с дорогой. Для определения этого показателя испытания проводят на мокрой дороге. АА-наивысший, А-высокий, В-средний и С-низкий.Показатель TEMPERATURE присваивается в зависимости от показателей термостойкости. Чем выше этот индекс, тем большый нагрев может выдержать авторезина при эксплуатации. А-высокий, В-средний и С-низкий. Практически все модели авторезины для легковых автомобилей имеют индекс температуры А. С индексом В вам могут встретится колеса предназначенные для внедорожников и расчитанные на невысокие скорости. С индексом С встречаются, в основном, только шины для спецтехники.И в завершении маркировка на боковине подтверждающая её соответствие различным стандартам качества. Автопокрышки могут быть сертифицированы согласно европейским или американским стандартам.В первом случае на боковине присутствует маркировка в виде буквы Е, это означает соответствие требованиям ECE (Economic Comission for Europe), после буквы Е указывается число, которое соответствует номеру одной из стран уполномоченных сертифицировать автошины, после номера страны указывается номер самого сертификата который состоит из 5 или 6 цифр:Соответствие же авторезины американским стандартам (Department Of Transport) обозначается надписью DOT и следующей за ней комбинацией из букв и цифр:В символах следующих за надписью DOT закодирована информация о заводе производителе и типоразмере данной модели.Встречается так же и двойная сертификация покрышек (например, если европейский производитель изначально разрабатывал автопокрышку и для рынка США в том числе). В таком случае на боковине будут присутствовать оба обозначения.