Все что нужно знать о легкосплавных дисках

Все что нужно знать о легкосплавных дисках

23.06.2014

Как появились легкосплавные диски?В прошлом столетии долгое время основным тюнингом колес были белые боковины, добавляющие некую индивидуальность автомобилю.До появления легкосплавных дисков выбор дизайнов стальных колес был невелик, основным элементом декора которых являлся хром.С бурным развитием технологий литья и обработки металлов в середине прошлого столетия автопроизводители получили мощное оружие привлечения и завоевания новых  клиентов в виде огромного количества дизайнов колесных дисков из легких и прочных сплавов.Теме литых дисков мы посвятим три материала, в первом из которых обсудим классификацию и их конструктивные особенности.В современном мире у человека в большинстве случаев всегда есть выбор для приобретения.Чаще всего он ограничивается располагаемой суммой, либо какими-то практическими убеждениями.Вот и в мире автомобильных дисков есть из чего выбирать: многообразие размеров, дизайна и расцветок просто поражает.Но основой всего является материал, из которого они изготовлены.Да, не удивляйтесь, нынешние технологии позволяют выпускать литые диски даже из карбона (ценой за комплект в иномарку среднего класса).Итак: легкосплавные и стальные диски - основные преимущества и недостатки.В первую очередь сравним основное отличие легкосплавных от более простого варианта – стальных.Части стальных дисков штампуют из листа, после чего соединяют сваркой. Данный вариант недорогой в производстве, и обладает рядом плюсов:  высокая прочность и возможностью прокатки при сильных повреждениях краев, меньшая вибронагруженность из-за гашения вибраций шин самой конструкцией диска.Однако основным недостаком, перечеркивающим простоту и надежность стальных дисков является простоватый внешний вид.      Легкосплавные по многим параметрам лучше стальных. Главным плюсом является их относительно легкий вес. Почему - относительно? Потому что не всегда легкосплавный диск в аналогичном со стальным диском размемере может оказаться легче оного. И причин тут несколько:Дизайн:  широкие спицы, утолщения явно не снижают вес конструкциии.Ширина полки: как правило легкосплавные шире своих стальных братьев, устанавливаемых с завода. Увеличение ширины полки всего в 1 дюйм в 17-том посадочном диаметре повышает вес изделия примерно на 1кг! Именно поэтому не стоит ставить их очень широкие, если размер шин позволяет выбрать что-то поуже. Из явных плюсов «литых дисков» стоит отметить огромное разнообразие дизайнерских решений, высокую точность изготовления, отличный отвод тепла от тормозных дисков. Однако, один другому рознь, потому и бывают случаи, что лучше приобрести качественный заводской стальной, чем непонятно из чего и как сделанный легкосплавный.Из минусов стоит отметить то, что литой диск имеет зернистую внутреннюю структуру металла, и в этом его серьезный недостаток: при долгой езде по ямам в металле начинается процесс появления невидимых микротрещин, которые со временем проявятся — от сильного удара он может расколоться.  Но не переживайте, качественные диски этим не страдают.Если в вашем городе в зимний период активно используют химические реагенты для предотвращения обледенения, то стоит чаще заезжать на мойку. Дело в том, что сплавы, которые используются при призводстве «литых» дисков более подвержены коррозии от хим. реагентов. Если на ваших  дисках есть царапины до металла, то в этих местах наверняка со временем  появятся сильные очаги коррозии в виде вздутия краски и лака. Причем,  оригинальные легкосплавные диски будут также разрушаться, как и их конкуренты, представленные на вторичном рынке. И причина тут простая - технологии производства и покраски у подавляющего большинства производителей качественных легкосплавных дисков  - идентичные.По этой причине, мы часто рекомендуем в зимний период использовать обычные железные диски. Их не так жалко, да и восстановление ЛКП стоит копейки в сравнении с покараской легкосплавного (очистка пескоструйной установкой, шпатлевка, грунтовка, нанесение порошковой краски в специальной камере электростатическим способом, запекание, нанесение лака и вновь сушка в термопечи).Вывод: основной плюс легкосплавного диска в его дизайне, позволяющем придать автомобилю индивидуальность. Подчеркнуть его спортивный характер или создать новый гармоничный внешний вид. Чем больше диаметр колеса, тем ярче его внешний вид! С этим поспорить его стальной «брат» уже не в силах.МаркировкаСовременный человек так устроен, что перед любым приобретением он старается получить максимальную информацию о желаемой вещи. Это же касается и обсуждаемого нами части колес. Возьмем в руки этот кусок металла и «покрутим его в руках». В глаза сразу бросается комбинация всевозможных букв и цифр.На любом таком изделии мы можем встретить следующие параметры:Товарный знак производителя, дата изготовления (неделя и год), номер плавки, допускаемую статическую нагрузку (измеряется в кг или фунтах), клеймо контролирующего органа, отдельное клеймо и, конечно, типоразмер (к примеру, 5,5Jx15H2 ET30). О чем могут говорить эти цифры? Давайте разбираться. 5,5 — ширина обода  в дюймах. Визуально это та часть, на которую мы одеваем колесо. Данный параметр для большинства авто находится в следующих значениях: 3,5; 4,0; 4,5; 5,0; 5,5; 6,0; 6,5 и 7,0; 7,5 дюймов. Однако, спортивные авто и внедорожники могут иметь колеса с более широким ободом. 15 — монтажный диаметр обода в дюймах. Та цифра, под которую мы, собственно, и подбираем нужное нам колесо. Визуально представляет собой лицевую часть диска. Стандартными значениями для легковых авто и внедорожников являются следующие цифры: от 13 до 20 дюйма.J и H2 — символы больше представляющие интерес для специалистов. Символ J указывает данные о конструкции бортовых закраин обода (также могут быть JJ, JK, K или L). В свою очередь, H2 — это код конструкции «хампов» (так обозначают кольцевые выступы на посадочных полках обода, служащие для надежного удержания шины на диске). Также когут применяться другие значения: H, FH, AH.ET30 — вылет колеса в миллиметрах. Обозначается, как OFFSE T. Представляет собой расстояние между продольной плоскостью симметрии обода и крепежной плоскостью колеса. Чем больше значение вылета, тем меньше размер так называемой «полки». Под «полкой» мы имеем в веду диаметр диска на который ложится борт шины. Не советуем устанавливать диски с не заводскими параметрами вылета для вашего авто. Это негативно может сказаться на автомобиле в виде дополнительной нагрузки на подшипники ступиц и подвеску. На тюнинговых и спортивных автомобилях с этим экспериментируют, но делать это желательно в комплексе с рядом других доработок.Количество отверстий. Этот параметр индивидуален для каждой модели автомобиля. Обычно варьируется в пределах 4-6. Чем мощней и больше автомобиль, тем больше используется крепежных элементов ( болт или гайка в зависимости от конструкции ступицы).PCD - межцентровое расстояние, измеряется в мм. Важнейший параметр технических характеристик легкосплавного диска. Диски с разными значениями PCD не взаимозаменяемы, даже если их остальные параметры идентичны (включая и дизайн)! DIA - центральное отверстие(с внутренней стороны), измеряется в мм.. Именно по этому отверстию происходит центровка диска на ступице.  Большинство легкосплавных дисков для вторичного рынка изготовлены с увеличиенным диаметром этого отвертстия. Благодаря этому один и тот же диск, при прочих совпадающих параметрах, может быть установлен на значительно большее количество автомобилей разных производителей. Для центровки в ОБЯЗАТЕЛЬНОМ порядке необходимо специальные центровочные кольца!Часто бывает, что столь понравившиеся диски после установки создают дискомфорт во время движения вашего автомобиля . Основная проблема – неправильная их центровка на ступице. Даже небольшие отклонения уже приводят к эксплуатационным проблемам: вибрации на скорости (чаще всего от 100 км.ч) и ускоренному износу элементов подвески автомобиля. Для решения этой проблемы, как озвучивалось выше,   используют проставочные (центровочные) кольца, которые позволяют правильно (идеально плотно) «посадить» диск на выступ ступицы. Они бывают следующих двух типов:Наиболее распространёнными являются пластиковые кольца, сделанные из  пластмассы. Их отличает недолговечость по причине хрупкости материала,  однако и стоимость невелика.Второй вариант - металлические кольца, которые изготавливают из алюминиевого сплава, дороже и крепче пластикових. Чаще всего их делают на заказ.Справедливости ради стоит отметить: при аккуратном обращении с пластиковыми центровочными кольцами они просужат вам ни один сезон, а может быть и все время службы комплекта легкосплавных дисков.Учитывая реалии современного мира, хорошие диски часто становятся предметом желаний воров. Профессионалы научились действовать без шороха и пыли – многие ночные съемы проходят без сработки сигнализации. Именно для защиты колес от кражи были придуманы так называемые «секретные» болты, больше известные как «секретки». Ими заменяют один (бывает 2) болта крепления каждого колеса. Для установки/снятия диска в комплекте идет специальный ключ, который сделан индивидуально под форму ваших секретных болтов. Конечно, далеко не факт, что ваши колеса не снимут, ведь прогресс специалистов в этой сфере краж тоже не стоит на месте. В любом случае, не пожалейте потратить несколько сотен гривен на их приобритение, тем самым обезопасив себя от стресса.Вентиль - выборОбычный резиновый вентиль отлично подходит для использования в стальных дисках. Он дешев и практичен. Однако стоит помнить, что срок его службы ограничен из-за быстрого старения, поэтому замена резиновых вентилей должна производится ежесезонно. Разборные вентили, как правило изготовлены из нержавеющей стали, не подверженной старению и коррозии. Разбороной вентиль надежен на любой скорости, т.к. физически не имеет свободного хода под воздействием центробежных сил. Это гарантирует его 100% надежность в любых условиях и на любых скоростях движения!  Многие водители этому элементу конструкции не придают значения, а зря. Если вы часто ездите по трассе со значительным превышением скоростного режима, то мы советуем использовать только металлические разборные вентили. Кстати, эстетически - такой элемент  только улучшает дизайн колеса, а не портит его своей простой (в случае использования резинового черного вентиля). УходКак и любой элемент, выполненный из металла, легкосплавные диски подвержены воздействию внешних факторов. Рассмотрим их и попробуем найти противодействие для долгой эксплуатации в красивом виде любимых колес. Тормозная пыль, возникающая при трении колодок с тормозными «блинами», довольно негативно влияет на верхний слой ЛКП дисков. Совет донельзя прост – периодически удаляйте ее остатки. Особенно важно не допускать  механического повреждения их покрытия. Ведь появление царапин и сколов со временем может привести к самым неприятным последствиям, а именно – появлению коррозии. К их повреждениям также может привести применение зимой цепей противоскольжения.Вкратце коснемся мойки колес. Для их мытья необходимо использовать не агрессивные очистители и моющие средства с проточной водой. Содержание растворителей и кислот, а также использование абразивных полиролей могут испортить лакокрасочное покрытие дисков за считанные минуты. Обязательно промывайте их после соприкосновения с химически-активными веществами: наши солевые зимы, попадания технологических жидкостей после ТО, продукты жизнедеятельности животных. Логически напрашивается вывод, что хранить их надо только в чистом виде. Этими простыми советами вы обеспечите стильный вид любимого авто на долгие годы.