Выбор зимних фрикционных шин

Выбор зимних фрикционных шин

04.04.2014

Многие автолюбители используют сленговое слово «липучка», которое характеризует фрикционные (нешипованные) зимние шины. Однако, далеко не каждый знает, что они бывают «скандинавского» и «европейского» типа с разными принципами работы. Именно об этих особенностях мы и поговорим в данной статье.Начнем с условий, для которых создавались фрикционные шины. В первую очередь — это улицы больших городов, междугородние трассы, которые хорошо чистятся. Данный тип шин отлично подходит для так называемых европейских зим, когда ночью выпадает немного снега с небольшим морозом, а днем – все тает и превращается в лужи. Именно при такой погоде их качества раскрываются в полной мере. В свою очередь, главным недостатком является поведение на обледенелой дороге — отсутствие шипов не позволяет уверенно затормозить или тронуться в горку. Хотя и этот факт уже сегодня можно частично опровергнуть, но об этом дальше.Перейдем к протектору. Протектор фрикционных шин разноплановый: он может быть направленным или ненаправленным, симметричным или асимметричным. Основные же отличия между «европейским» и «скандинавским» типом заключается в самом рисунке и составе резиновой смеси. Визуально это выглядит следующим образом:Скандинавская зимняя шина (для суровых зим) имеет достаточно мощный ярковыраженный протектор. Ламели плотно нарезаны, а плечевая зона имеет угловатую форму. В совокупности данные решения позволяют продавливать снежную корку, а мелкие ламели эффективней цепляются за неровности льда. Состав резиновой смеси скандинавок более эластичный, что позвроляет ему лучше работать на снежных и ледяных поверхностях, за счет более плотного прилегания ламелей ко всем неровностям в пятне контакта. Высокая плотность ламелей делает протектор более зыбким, что снижает четкость рулевых реакций, а так же увеличивает тормозной путь на асфальте. Для борьбы с этими негативными свойствами современные производители используют 3D ламели, предотвращающие черезмерную подвижность блоков во время разгона, торможения или активного маневрирования.Фрикционная «европейка» выглядит не столь агрессивно. Протектор менее плотно "нарезан" ламелями, а вот  для отвода воды и талого снега из пятна контакта дренажные каналы могут быть более широкими и производительными. Плечевые зоны протектора закругленные, с окрытыми канавками для повышения сопротивления эффекту аквапланирования. Основное предназначение «еврозимы» - улучшенной сцепление с дорогой в слякоть при околонулевых температурах, а также скоростная езда вне города или активная в условиях мегаполиса по расчищенным дорогам. Зимние шины европейского типа, всегда имеют более высокий скоростной индекс от T-190 км/ч до V - 240 км/ч.Отдельно стоит коснуться темы поведения фрикционных шин на льду. Особенно это касается скандинавской зимы, которая больше приспособлена для этих условий.Например,  для улучшения сцепных свойств шин скандинавского типа на ледяной поверхности, инженеры Бриджстоун стали изготавливать резиновую смесь протектора шины из специальной микропористой резины. Микроскопические поры резины обладают повышенным кромочным эффектом, быстро выпитывают воду из пятна контакта, тем самым обеспечивая стабильное поведение автомобиля на льду. Ярким представителем этих технологичных шин являются модели  Bridgestone — Blizzak Revo GZ и Blizzak VRX.А вот инженеры корейской компании Kumho в своих новых моделях зимних шин используют арамидное волокно, как наполнитель резиновой смеси, что также значительно улучшает сцепление на льду.Напрашивается вывод:  универсальных шин не бывает. Каждая шина разработана под определенные условия эксплуатации, климатическую зону и требования самих водителей. Чем больше производитель позиционирует ее, как «на все случаи жизни», тем хуже она будет себя вести в отдельно взятых условиях. Какой же тип фрикционных шин выбрать? Скандинавскую или европейскую? С условием нестабильных погодных условий, которые так зачастили в Украину, мы бы посоветовали остановиться на скандинавском типе. Их поведение на обледеневшем покрытии (особенно в городе) практически ничем не уступает шипованым шинам. Скандинавские шины арктического типа намного безопасней на льду, чем зимних шин европейского типа.Советовать «еврозиму» стоит по большей мере в Южных регионах Украины, где температурный режим наиболее близок к европейскому, а так же всем водителям, которые живут в крупных городах, дороги который регулярно убирают от льда и снега.Если же в вашем регионе зимние дороги редко чистят и посыпают реагентами, а вам регулярно приходится перемещаться по междугородним дорогам в любое время суток (командировки, работа в соседнем городе и т.д.), то лучше и вовсе остановиться на хорошей "шиповке". Дискомфорт от чуть большего шумового фона шипов будет совсем небольшой платой за значительно большую безопасность на льду!